Отдых в Гоа — Правда бывалого



Приветствую вас! Меня зовут Константин, мне 31 год. Я часто бываю (живу в Гоа) и полгода назад посетил Гоа «дикарём», в очередной раз.

Административно Гоа относится к Индии. Но пятьсот лет португальского колониального господства не прошли бесследно: теперь здесь совсем иная культура и миропонимание, чем на остальной части полуострова. По своему укладу гоанцы скорее представляют европейский анклав (хотя и местный колорит присутствует, что очень привлекает туристов). Именно сочетание европейски-мыслящего населения и отличной природы позволило этим местам стать настоящим курортным раем.

Однако есть и проблема, отчасти связанная как раз с этим преимуществом. Из основной части Индии в Гоа едут на заработки множество людей. Многие из них крайне раздражены внешним видом и поведением отдыхающих. Разумеется, как и во всякой курортной местности, не обходится без накручивания цен, без различных инцидентов. Что же остаётся делать тем, кто не желает нарваться на неприятности? Вести себя максимально вежливо и спокойно, не напиваться до скотоподобного состояния и носить побольше одежды, чтобы быть солиднее.


При всех своих достоинствах, Гоа никак не подходит для ознакомления с индийской культурой и традициями. Во времена колониализма здесь лютовала инквизиция, которая практически полностью вытеснила индуизм. Конечно, можно поехать отсюда в близлежащие штаты, однако это совсем другая тема, к нашему разговору не относящаяся. Если ограничиваться самим Гоа, то вас ждут отличные бары и пляжи, местная кухня также весьма ценится знатоками.


Автобусам доступны два шоссе, одно на юг штата, другое на север. Автобусы следуют либо в Панаджи (региональный центр), либо в Мапсу (основной узел междугородного сообщения). В первом случае, как вы понимаете, надо всё-таки добираться до Мапсы. Прилетев на аэродром Даболим, берите рикшу или такси до Панаджи. Воспользовавшись железными дорогами, вы приедете почти наверняка в порт Васко да Гама, откуда надо будет добираться на автобусе… правильно, все дороги Гоа ведут в Мапсу!


  1. Международный аэропорт Даболим (расположенный в районе деревни Даболим)
  2. Васко да Гама (город в штате Гоа на западном побережье Индии)
  3. Панаджи (столица самого маленького индийского штата Гоа)
  4. Мапуса (торговый центр Северного Гоа, здесь находится автовокзал, с которого отправляются автобусы практически на каждый пляж Гоа)
  5. Арамболь (самая крупная и наиболее приспособленная для туризма прибрежная деревня на северном побережье Гоа)

Принято делить штат на южную и северную части. Однако, если учесть ещё и культуру, а не только физическую географию, следует учесть и центр как отдельную единицу.

На севере Гоа созданы идеальные условия для любящих развлечения, особенно для молодёжи. Поселившись недалеко от пляжа «Арамболь», вы сможете посещать самое весёлое место во всём штате! Впрочем, и без этого пляжа здесь точно есть, чем заняться.

В северной части Гоа тьма магазинов и кафе, мест для концертов и художественных мероприятий. Можно встретить много аутентичных хиппи. Тем же, кого не слишком привлекает грохот музыки, толпы людей и прочие прелести городского досуга, которых полно и в более близких местах, тоже найдётся на что посмотреть. Например, на отличное пресное озеро чуть севернее «Арамболя», а немного дальше от него – на баньян, который, как ходят слухи, некогда посещал Леннон. Даже если вы большой любитель находиться «в вихре света», рано или поздно появится желание ненадолго уединиться – и теперь вы знаете, как это сделать.

Приехав на север Гоа, найдут себе место по душе и ценители спокойного, размеренного пляжного отдыха. Например, «Моржим» и «Мандрем» – отличные места для тихого и уютного досуга. Те, кто стеснён в средствах, могут жить в небольшой деревушке Чапора. Непосредственно здесь нет пляжа, благодаря чему аренда жилья сравнительно доступна. Ближайшее из пляжных мест – Вагатор, который славится своим качеством. До Арамболя далековато, а вот добираться от Чапоры весьма удобно.


Центр Гоа тоже представляет немало возможностей полежать на пляже. Знаменитые «Кандолим» и «Аньюна» - это именно здесь. Чаще всего туристы, едущие по путёвкам, прибывают как раз в центральную часть Гоа. А потому для неё типичны все недостатки перенасыщенных курортов: постоянно забитые пляжи, где яблоку негде упасть, сверхвысокие цены и даже пресловутые вопли «Тагил!» (хотя, будем объективны, этого хотя бы стало поменьше).

Южнее Панаджи очень дорого? Не совсем. Разумеется, тут расположены элитные гостиницы, чьи постояльцы по большей части от сорока лет. Но при желании можно найти доступные бюджетному туристу двухзвёздочные отели с превосходными пляжами. Обязательно посетите самый южный из пляжей Гоа – Палолем. По версии Форбс, он принадлежит к числу десяти лучших на планете. Чтобы доехать туда, сядьте на поезд в Маргао. Заметим, что аренда жилья в этих местах весьма недорогая, при некотором везении можно снять гестхаус за четыреста рупий на двадцать четыре часа.

Мало приехать даже на самый лучший курорт – нужно ещё и передвигаться по нему. Рано или поздно даже самые идеальные пляжи надоедают, и хочется чего-то другого. Для поездок на небольшие расстояния в Гоа арендуются мотоциклы либо мопеды. Найти тех, кто сдаёт их напрокат, можно практически везде, только иногда придётся спросить по-английски. Скутер надо арендовать лишь у тех, кто не станет требовать залога. Крайне редко звучат даже просьбы о демонстрации водительских прав.


Вам будет интересно:

Транспорт в Гоа с фотографииями и его аренда

Арендовать мотороллер имеет смысл. А вот мотоциклы не так уж и полезны. На них, конечно, легко взбираться на крутые горки посреди джунглей. Однако Гоа не сказать чтобы уж сильно изобилует подобного рода местами. Далее, вождение мотоцикла сложнее, чем управление скутером, и если у вас нет достаточного опыта – не рискуйте понапрасну. Тем более, что движение на индийских дорогах весьма интенсивное и скоростное.

Следят за водителями весьма слабо. Максимум, дорожная полиция устроит визуальную проверку на трезвость. Вождение мотоцикла или мотороллера без защитного шлема приведёт к штрафу только в Панадже. А вот отсутствие прав при себе как раз не слишком хорошо, местная полиция очень любит придираться к этому обстоятельству. Шлем, конечно, рекомендуем одевать всегда. В конечном счёте, это нужно вам самим, а не патрулям или кому-то ещё.


Скутер напрокат в течение месяца обойдётся примерно в три - четыре тысячи рупий (или от пару сотнен за каждый день использования). Арендуя «колёса» на считанные дни, будьте готовы к тому, что за сутки потребуют отдать двести или двести пятьдесят рупий. Те, кто желает сэкономить, могут воспользоваться междугородными общественными автобусами. В основном для туриста достаточно одного или двух маршрутов, а на четырёх автобусах можно вообще проехать через весь штат. Что немаловажно, добраться на автобусе легко даже в небольшие деревушки. Цена одной поездки не более пятнадцати рупий, которые нужно отдать водителю.

Проблемы могут возникнуть из-за малой скорости автобусов, запутанности маршрутов, а в вечернее время вследствие часа пик. В Индии принято делить автобусы на мужскую и женскую половины. Это требование на Гоа не слишком строгое, но всё-таки его следует иметь ввиду и хотя бы не бравировать нарушением правила открыто.

Если вы имеете некоторое количество свободных денег и не хотите зря тратить время, или просто любите ездить с комфортом, можно прибегнуть к услугам моторикш или такси. Первый вариант выгоднее экономически, второй вместительнее, удобнее и дороже. Рекомендую сразу уточнять, чтобы вам предоставили тойотовский хетчбек. Он намного комфортнее большинства местных такси. При необходимости, доступна услуга найма машины на целый день и даже на несколько дней (она пригодится в путешествиях по всему Гоа и при поездках за его пределы).

Конечно, есть шанс «поймать» попутную машину прямо на дороге. Только будьте морально готовы к жестокому торгу, который поможет существенно снизить цену за проезд.


Тур по Гоа?

Всем посетителям Гоа предлагают одну и ту же, по сути, программу экскурсий. Подавляющее большинство туристов берут её, не задумываясь даже, что это просто некий стандарт. Отдельные гиды и турагентства даже выделяют на неё несколько дней, чтобы получить как можно большую выручку. В основном же поездка занимает максимум одни сутки, цена – полсотни долларов, редко больше. За такую умеренную плату вас свозят на плантации, где выращивают пряные травы и специи, покажут водопад Дудхсагар, а опционально – дадут прокатиться на слоне, покормить и искупать его.

Однако это ещё цветочки…Настоящее надувательство происходит в иных случаях! Предлагают порой съездить на Палолем либо посетить арпорский ночной рынок. Ни та ни другая экскурсии, уж поверьте, не стоят и двадцатой части требуемых денег. Если только турист способен хоть как-то ориентироваться в пространстве, он доедет туда самостоятельно без лишних затрат. Рынок в Арпоре, между прочим, вообще не имеет смысла посещать. Цены на нём в десятки раз выше по сравнению с обыкновенными рынками, ассортимент ни на йоту не отличается. Разве что походить да посмотреть на что-нибудь интересное…


В португальских старинных укреплениях чего-то особенно интересного никто, кроме заядлых ценителей колониальной архитектуры и фортификации, не найдёт. Иногда предлагают понаблюдать за дельфинами и крокодилами (но проблема в том, что те и другие животные одинаково не любят показываться экскурсионным группам). Запросто может возникнуть ситуация, что деньги вы отдадите, а цели так и не достигнете. Не стоит брать экскурсии в Панаджу – город откровенно скучен, и всё, что есть примечательного, так это один храм – впечатления не окупят ваших расходов.

Водопад Дудхсагар… тут что-то однозначное сказать сложно, этот тур на любителя. Выезжать в дорогу следует максимум в восемь утра, так как на месте будете всё равно к полудню – по пути то и дело придётся стоять в заторах из грузовиков, доставляющих розовый песок куда-то. Максимум через час колоритность зрелища сменится унынием и однообразием. Ехать на скутере небезопасно (дорога занята полностью, проходит через джунгли, образует извилистые петли). Непосредственно на въезде в заповедник меняем такси на джип, ещё минут тридцать он будет прыгать по ухабам, а преодолевая реку, чуть ли не весь уйдёт под воду. Одно место обойдётся в 350 рупий, машин здесь много, они отправляются, как только наполнятся все места.

Дудхсагар действительно красив, и поездка к нему вполне оправданно. Желающие могут искупаться в горном озере с чистой водой (она, правда, холодная – так что основательно подумайте, прежде чем входить в неё).

Добраться до плантации пряностей можно минут за сорок, и оптимальный вариант – совместить её посещение с осмотром заповедника. Это по-настоящему интересная экскурсия: вам расскажут о каждом сколько-нибудь примечательном дереве. По сути, здесь огромный ботанический сад под открытым небом. Его инфраструктура весьма продуманна – есть искусственные мини-водопады, подвесные мосты, домики.

Когда экскурсия закончится, посетителей ждёт шведский стол, расходы на который уже учтены во входном билете. Есть лишь одно исключение: за спиртное потребуется доплачивать. В меню присутствует вкуснейшая рыба, исключительно острые чипсы; есть специальный веганский вариант. Желающие могут прямо здесь же обзавестись сувенирами. За обедом играет приятная музыка, все собравшиеся рассаживаются за длинные столы – словно всё это продумано в стиле хиппи.

В отличие от поездки на Tropical Spicy Plantation, посещение слона рекомендовать не могу: это стоит примерно тысячу рупий сверх уже понесённых расходов. Другое дело Old Goa, или бывшая колониальная столица. Здесь расположены католические храмы, и наибольший интерес представляют собор Екатерины да базилика маленького Иисуса.


Поселившиеся в Чапоре имеют возможность посещать Juice center, где готовят изумительные соки, ласси и шейки. Основную часть посетителей составляет хиппи, иногда в лёгком наркотическом опьянении. Если вас это не пугает, можете смело туда ходить и даже специально заехать при случае (чтобы на личном опыте познакомиться и с этой стороной жизни самого маленького индийского штата).

Для любителей культурных событий, выставок, концертов, художественных акций имеет смысл изначально поселяться на севере Гоа, так как именно там происходят наиболее интересные вещи. Особенно в окрестностях пляжа «Арамболь». Барабанные концерты довольно шаблонны, однако могут подвернуться весьма неординарные перформансы или джаз-фестивали.

Приехать на экзотический курорт и не обзавестись сувенирами просто глупо. Впрочем, дело не только в сувенирах (специальные товары для туристов, к слову, продаются где угодно). Найти выгодное предложение не проблема: чем тише вокруг и чем меньше поток людей, тем доступнее цены. На улицах Панаджи немало отличных вещей, включая фирменную одежду и высококлассную электронику, а стоимость их в разы меньше, чем в нашей стране. Другое дело, что туристические лавки крайне редко предлагают хороший качественный чай, а не какое-то его малопонятное подобие. Отыскать хороший товар несложно: он продаётся там, где предлагают дегустацию.

Из оригинальных сувениров смело стоит брать ткание изделия, выполненные вручную (как минимум вшестеро дешевле аналогичных вещей в Москве), благовония. Украшения тоже допустимо приобретать, но только в том случае, если хорошо в них разбираетесь.

Поездки вне Гоа

Отсюда можно добраться до любой точки Индии. Однако чаще всего время турпоездки ограничено, и целесообразно выбрать маршрут в достаточно близкие города. Бомбей, например, исключительно интересен для туриста… вот только дорог. Рекомендую поступить так: вечером выехать из Мапсы (слипером), а к утру уже будете на месте. Более традиционный вариант путешествий – по железной дороге – также весьма популярен. Уже из Бомбея легко добраться до Илоры.

В штате Карнатака есть город Хампи, который многими знатоками считается лучшим в Индии. И по этому маршруту также слипер выигрывает у поездов, которые не слишком-то следуют расписанию. На дорогу придётся потратить не меньше десяти часов, иногда четырнадцать. Но остатки древнеиндийского города, изобилующие превосходными памятниками, того стоят.

Всего лишь в семидесяти примерно километрах от Гоа, в том Карнатаке, расположена интереснейшая деревня Гокарна. Туда едут как на скутерах, так и на междугородных автобусах, отправляющихся из Маргао. В дороге пройдёт три или четыре часа (смотря по маршруту и обстоятельствам). Так как Гокарна считается местом, где родился Шива, здесь почти всегда находятся толпы индуистских паломников. Ведут себя они не как шумные туристы, атмосфера именно такая, какой справедливо ждать в священном месте.

Гокарнские храмы достаточно древние, если не сказать ОЧЕНЬ древние. Совсем недалеко от города расположилось подземное индуистское святилище. И даже если проигнорировать религиозные постройки, Гокарна чрезвычайно интересна. Всего несколько километров от неё – и вы оказываетесь на пляже «Ом», название которого появилось из-за внешнего подобия популярному символу индуизма. Не упустите случай арендовать на этом пляже шалаш: расходы просто смешны, а ощущения действительно незабываемы.

Кроме храмовых комплексов, имеет смысл один день посвятить Мурудешваре, где находится высочайшая статуя Шивы на планете и потрясающая изобразительная композиция, позволяющая представить распространённые мифы о нём. А возвращаясь обратно, посидите в уютных гокарнских кафе, зайдите в немногочисленные магазины – много времени это не займёт, зато день можно будет считать удачным.

Естественно, рассказать обо всех возможностях, которые предоставляет отдых на Гоа, в одном коротком материале невозможно. Но главные моменты я всё-таки попробовал обрисовать. Ну а стоит ли вообще сюда ехать? Решайте сами. И – знайте: довольно многие, побывавшие на Гоа, остаются тут надолго, а некоторая часть путешественников до конца своих дней…